14.05.2024

Вышивка от прабабушки

 

Мне тут мама отдала пакет с вышивками прабабушки. Когда она это делала, я не знаю, но родилась она в 1899г., так что все довольно старенькое.

Можно прямо в раму оформлять, состояние хорошее, нитки очень яркие. Шелк, что ли...


Я так понимаю, что это накидка на подушку. Местами заштопано, местами дырочки остались.



Я так понимаю, что это старинный сэмплер в истинном значении этого слова. ;-) 


Наволочка на круглую подушку. Тоже пожившая.


Скатерть? Оборка - умереть не встать. Вы представляете делать это без современного освещения??


Сумочка ;-). Ну, или конверт как бы. Застежки нет. И не похоже, что была.

Теперь у меня вопросы: как вы думаете, можно это постирать? Я очень чихать начала, пока разбирала. Можно ли этими вещами пользоваться или им вреден свет, воздух и надо спрятать?

27 комментариев:

  1. Если шелк, то высоких температур при стирке не выдержит - обесцветиться может. А так можно в щадящем холодном режиме стирать в машинке в специальном мешочке. Я давно заметила, что при машинной стирке нитки не текут, т.е. не линяют, как при ручной. Видимо там отжим хороший и без выкручивания. Вышитую тонкую кайму после стирки расправляют аккуратно, сушить лучше на полотенце махровом. "Сумочка" могла служить мешочком для пижамы или постельного белья :))). Даже я застала еще то время, что мою детскую пижаму убирали в специальный мешочек :)))). Квадратные работы могли быть скатертями и необязательно на стол. А могли быть накидками на подушки. Еще было принято вышивать занавеси. Не длинные, а короткие, в половину окна. У меня бабушка часто вывязывала на коклюшках подзоры. Тоже тончайшая работа! И те же мысли - как без нормально освещения это делать?!
    Лен, сокровища! Если развешивать, то чтоб солнце не попадало, это точно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В машину страшно даже в мешочке. Но постирать как-то надо...Я что-то не подумала, что нитки могут линять...
      Ага, я тоже подумала, что сокровище настоящее. Хорошо, что сохранилось, жаль, что без исторических подробностей...

      Удалить
    2. Лен, я поинтересуюсь у мамы. Про линять и шелк очень хорошо знаю по опыту: дрючилась вышивала шелком рыбку золотую гладью, конечно замусолила белую вещь, на которой вышивала, бабушка ее хорошо постирала. Рыбка стала .... однотонно-светлая. Весь цвет с шелка ушел... словно я ее кремовым шелком всю вышила. А т.к. мы такими вещами вышитыми и вязаными кружевными всегда пользовались (у меня в институте такой воротник накладной был, вау просто!), то мама точно знает, что можно, а что нельзя :)

      Удалить
  2. Мне кажется, на предпоследний объект - тоже накидка на подушки.
    Стирать белое можно детским мылом или шампунем. Руками, наверное.
    Цветное боязно, конечно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Попробовала сумочку шампунем. Вроде, все ок.

      Удалить
  3. Замечательные вещицы, просто сокровища!
    Как с ними поступить, советовать не буду, опыта нет, хотя от бабушек есть нечто аналогичное, но я ничего с такими вещами не делала.
    Лена, почитай в сети, может кто опытом делился, поищи:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я согласна с Ириной, что это сокровища, да еще и твоего рода... прабабушкины. Очень понравился старинный сэмплер.

      Удалить
    2. Я думаю, они хранились чистыми, но "пыль веков" все-таки дает о себе знать. Хочу освежить их и опять - хранить.

      Удалить
  4. Лена, постирай в прохладной воде, ручная стирка. Пусть полежит, откиснет, потом слегка простирнешь. Белым не станет. А семплер так и просится на восстановление и экспозицию в рамочку. Бомбические техники! И скатерть офигенная! Короче, у тебя такие вышивальные раритеты, можно позавидовать)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я вспомнила, что читала у одной американки, которая скупает старинные вышивки, скатерти и пр., что она советует стирать их с таблеткой для посудомойки. Типа тогда и отбелиться может. Я даже тогда купила такие таблетки, но не смогла растворить и забыла про это. А сейчас полезла за ними, не нашла, но нашла подарочные от Fairy, которые, похоже, мне в какой-то заказ сунули. В общем - растворилась таблетка сразу. Теперь надо выбрать "жертву", на ком попробовать.

      Удалить
  5. Мы стирали рукоделие моей "прапра" в мешочке для стирки деликатных вещей (сетчатый) на 30 градусах, ничего не пострадало. Мешочек могли по разному использовать: для нижнего белья или хранения хлеба вместо хлебницы (у прабабушки был такой: хлеб заворачивали в салфетку и клали в мешочек).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А там были такие ажуры? Вдруг зацепится где-то. Я пока руками попробую.

      Удалить
  6. Потрясающие работы!!
    Свои пра- и бабушкины я стирать боюсь, так и лежат в коробке с крышкой для сохранности...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эти хранились просто в шкафу с бельем и тем не менее - вобрали в себя пылищи. Так что хочу их постирать и убрать снова хранить. Ткани такие тонкие, что пользоваться страшно. Вот что с вышивкой делать...Жалко, красивая.

      Удалить
  7. Лен, какаие красивые и сложные вышивки. Я бы цветной шелк побоялась стирать, полиняет, растечется по краям . А вот все накидки детским мылом с тазике руками... Шикарные вещи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А чего с ним делать? Вышивка вся помята, если поглажу, "впечатаю" грязь, как говорят на ютубе. Рискнуть или нет...

      Удалить
  8. На такой случай у меня сохранена ссылка с вышивального reddit'а. https://www.si.edu/faqs/antique-textile-storage
    Пока искала ссылку, наткнулась на способы хранения антиквариата, и там было отнести текстиль в "химчистку для антикварных вещей". Даже такое бывает, ну надо же.
    Вообще, по этим словам (хранение антикварного текстиля) находится что-то и русское, и английское, но оттуда надо выуживать толковое.
    Из вязального про стирку ниток (современных) - стирать шёлк надо на низкой температуре воды, иначе он перестаёт блестеть. Рекомендуют спец средствами для шёлка (и как ни странно шерсти, оба они белковые волокна), халявно можно заменить шампунем.
    От себя про фери - оно плохо выполаскивается и как оно на старую ткань повлияет... Полоскать поднимая всё изделие, а не за часть, что бы не порвалось (у вязальщиц, не вытянулось). Отжимать лучше положив в полотенце махровое. В принципе, тебе надо убрать пыль (ты пишешь чихалось), а не грязь, так что просто полоскание мне кажется уже эту проблему снимет. Я бы стирала ручками и чем-то мягким типа детского мыла, совсем чуть. Тех кто покупает на блошках вещи и потом выводит с них пятна я смотрела лет 5 назад, но им же не так уже жалко изделие, они его к использованию/носке хотели приспособить, а с пятном это не реально. Ну испортят, следующее купят, у тебя же задача сохранить. Ещё я бы смотрела на плотность ткани на ощупь, самые хрупкие тут игольные кружева, самым прочным выглядит мешочек с вышивкой. Это тоже влияет, на то как с ними можно обращаться. И от цели, если просто обеспылить - это одно, если оформить в рамочку (или ещё что) - это другое. Ну в природе есть реставраторы, которые восстанавливают такие штуки.
    Поздравляю тебя с такими сокровищами! Совершенно потрясающая история, что они до тебя дошли. И какие же яркие цвета на букете - просто восторг, сейчас такая только синтетика. (Может это ацетат, какой-нить, но цвета да, тоже думаю ,что могут потечь. В любом случае холодная вода и чуть уксуса (вчера слышала в вязальном ролике, что в вязальном же нат шёлке закрпление цвета - уксус).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я бы их, наверное, между двух слоёв полотенец или ткани (х/б, лён) в тазик кинула, с ними и полоскала, что б не повредить.

      Удалить
    2. Я попробовала три средства, лучше всего - таблетки для посудомойки. Они желтизну убрали.

      Удалить
  9. Ничего себе. Какие сокровища. Настоящий раритет. Видела недавно где-то похожую работу с хардангером оформляли, тоже старинную.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, хочется такое выставить, а не в шкафу прятать ;-)

      Удалить
  10. Лена, такие сокровища семейные, просто восторг! Советовать ничего не буду, нет опыта в подобной реставрации, но очень интересно, что у тебя получится. Особенно первая вышивка гладью интересует, если оформишь, покажи обязательно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Показала ;-). Просто в раму. Не решила пока - горизонтально или вертикально.

      Удалить
  11. Забыла сказать, нитки на глади больше похожи на вискозу, у шелка чуть более сдержанный блеск. У меня от бабушки (1905 года рождения) в коробке с нитками есть подобные блескучие пасмы, я всегда их вискозой считала. Надо будет достать и поджечь нитку.

    ОтветитьУдалить
  12. Лена, тебе достались бесценные сокровища! Это прекрасно! В этом деле я не советчик. Хорошо бы с каким-нибудь настоящим реставратором посоветоваться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я проэкспериментировала с моющими средствами. Все осталось цело. ;-)

      Удалить

Спасибо за Ваш комментарий.
Thank you for your comment.