Прочитав пост
Александрины про ГУМ, решила поделиться своим постом (давнишним, еще из жж) про 2 музея, которые мне очень и очень понравились.
" Сегодня мы совершили музейный тур. По плану были: музей-квартира Еромоловой, музей-квартира Станиславского и музей МХТ. Последний оказался закрыт до начала сезона, а в остальные мы попали.
Это совершенно чудесные места. Я даже не ожидала. Если бы не прочитала Щепкину-Куперник, мне бы в голову не пришло этим поинтересоваться.
В обоих музеях совершенно необыкновенная атмосфера. Ощущение, что попал в другое время, может, даже эпоху. Мы потом еще по Тверской прошли немного – и действительно, прямо скачок во времени.
Итак, музей-квартира Ермоловой. Это особняк на Тверском бульваре, уцелевший во время пожара 1812 года. При входе нас встретила не только поразившая меня женщина, но и собака, которая родилась в этом музее и его сторожит. Так вот женщина. Я таких людей не встречала уже давным-давно. Это какая-то необыкновенная интеллигентность, потрясающе правильный и чистый язык. Это действительно человек из другого времени. И это было как-то…очаровательно.
Музей состоит из залов, при каждом зале есть… «смотритель» и очень интересно быть единственными посетителями. Так было и в музее Станиславского, со словами «К нам кто-то идет», зажигается свет, «смотрительница» встречает вас в своем зале и рассказывает о том, что там есть. И рассказывает как-то не формально, заученно, по учебнику, а интересно. И они легко вступают в беседу, рассказывают подробности, отвечают на вопросы…И каждая как будто хочет перещеголять другую и представить свой зал как можно более интересно.
У меня, наверное, нет опыта – что можно ходить по такому старинному дому, заглядывая практически повсюду. Это очень необычно – ходить по старинному особняку. Скрипят лестницы, скрипит паркет, старинные ручки на дверях, сами двери необычные и это как-то не похоже на посещение музея…Это почти поход в гости.
Там очень много документов, афиш, есть очень интересная панорама площади перед Большим театром (макет), есть личные вещи, костюмы, книги. Восстановленная, т.е. перенесенная из Малого театра, гримерная. Кабинет. Кабинет мужа (кстати, муж, оказывается, 18 году уехал в Константинополь, т.к. был монархист, и там и у мер. А она осталась здесь). Так и остались знаменитые сиреневые окна ее кабинета (на фотографии - левое окно сиреневое, правое - обычное). Щепкина-Куперник писала, что это были единственные такие окна в Москве. На 3-м этаже – столовая, гостиная и личная комната Ермоловой. В столовой очень уютно, хотя это довольно большая комната, там стоят напольные часы, которые не только идут, но даже пробили, когда мы там были. В личной комнате представлены все настоящие ее вещи, комната небольшая, довольно уютная.
В общем, очень-очень интересно, рекомендую.
Потом мы поехали в музей-квартиру Станиславского. Это особняк, тут нам сказали, что это один из 4-х несгоревших особняков Москвы (они не знали, какие остальные четыре, но раз ермоловский тоже не сгорел, значит, он входит?). Особняк принадлежал купчихе Спиридоновой, нам сказали, что Луначарский хлопотал перед Лениным, чтобы Станиславскому было, где жить и ему разрешили выбрать себе жилье в пустующем особняке. Цоколь – белокаменный, 17 в. Станиславский жил на втором этаже. Сначала вы попадаете в синюю гостиную, потом в Онегинский зал, потом в красную гостиную. На что надо смотреть в этом доме во все глаза – это потолки. Росписям, говорят, 300 лет! В каждой комнате - разная, необыкновенно яркие краски. В Красной гостиной потолок расписан на мифологические темы, но самое главное там – шкафы Станиславского. Их специально заказали для его рыцарского кабинета в фамильном доме на Красных воротах. Это большие деревянные шкафы в готическом стиле, со средневековыми украшениями и рисунками (как бы витражами) с рыцарскими мотивами. Совершенное н-е-ч-т-о.
Потом вы попадаете в кабинет Станиславского. Дверь! Смотрите на дверь! Она тоже из рыцарского кабинета. И не только переехала со Станиславским, но и «играла» шекспировской пьесе (забыла какой). В этой же комнате есть еще деревянное панно, опять рыцарское, оттуда же. В кабинете все как при Станиславском. Если у Ермоловой сохранилось мало реально ее вещей, то тут все аутентичное. Может, поэтому этот дом как-то живее. Из кабинета можно заглянуть в спальню (а там…рыцарские часы =)). Потом идет столовая, где висят портреты его родственников и…по-моему, очень интересная у него мама была. А по другую сторону коридора комнаты его жены. Причем, потолки в них значительно ниже, чем в других комнатах. Нам сказали, что в Москве тогда особняки должны были иметь 2 этажа. Поэтому у этого дома со стороны фасада 2 этажа с высоченными потолками, а сторона, выходящая во двор – трехэтажная. В ее комнатах показана гримерная, с вещами, которыми она пользовалась, висят фотографии ее ролей («смотрительница» сказала, что Лилина почти не пользовалась гримом, что во всех ролях она такая неузнаваемо разная только посредством гениального перевоплощения). И еще можно посмотреть ее спальню.
Опять же очень и очень интересно.
Наверное, лето очень удачное время для посещения этих музеев, потому что никого нет. Вы получаете персональные экскурсии и, наверное, возможность как бы более лично со всем этим познакомиться, прочувствовать атмосферу.
В обоих музеях до сих пор проходят концерты, небольшие представления и пр. Надо будет сходить".